4 февраля 2015 г.

Пятая графа персональных данных

Сенатор Совета Федерации Жанна Яновна Иванова 2 февраля внесла в Государственную Думу законопроект, возвращающий в паспорта россиян «пятую графу» – сведения о национальности. Не предложение «об изменениях отдельных федеральных законов», как это стало модным в последнее время, а вполне себе самостоятельный закон. Это явно становится трендом российского законотворчества – аналогичный законопроект уже вносили почти год назад. Тогда инициаторы-коммунисты шли еще дальше, предлагая россиянам указать заодно и свое вероисповедание. Но проект завернули, убоявшись новых расходов. Сейчас с бюджетом все хорошо, свободных денег много, и можно наконец-то заняться сакральным. Кроме того, совсем недавно нездоровый интерес к национальности рождающихся, брачующихся и умирающих проявили в Минюсте, обосновав его вопросами статистики, но предусмотрев сугубую добровольность указания этой специальной категории персональных данных, требующей письменного согласия граждан на обработку при обращении этих самых граждан в органы записи актов гражданского состояния, что меня также немало удивило.
Когда я читаю о таких новациях, у меня всегда первым появляется вопрос – зачем? Чего в супе так не хватает, что туда срочно надо добавить экзотические специи, которые существенно поменяют его вкус? За ответами надо обращаться не только к тексту законопроекта, но и к пояснительной записке к нему, благо они в АСОЗД есть.
Начинается текст внесенного проекта с почти прямой цитаты части 1 ст.26 Конституции, закрепляющей право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Но вот про вторую часть, устанавливающую, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, почему-то в законе умалчивается.
Законопроект в преамбуле утверждает, что национальная принадлежность гражданина Российской Федерации является одним из главных признаков самоидентификации любого человека, воспринимается в качестве одной из важнейших ценностных категорий для отдельной личности, выступает гарантом сохранения самобытности каждой национальной (этнической) общности многонационального народа Российской Федерации, способствует гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в стране и укреплению единства российской нации в целом. Утверждения более, чем спорные, а учитывая периодические проявления самых разных форм ксенофобии (одно из самых сильных обострений со времен чеченских войн мы наблюдаем сейчас) – не только спорные, но и в корне не соответствующие действительности.
Статья 1 закона совершенно неожиданно заявляет, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает порядок реализации права совершеннолетних дееспособных граждан Российской Федерации на определение и указание своей национальной принадлежности, а также права родителей либо единственного родителя (иного законного представителя) на определение и указание национальной принадлежности их ребенка (несовершеннолетнего подопечного) – гражданина Российской Федерации». Право родителей определять и указывать национальность детей – это что-то фундаментально новое для российского законодательства.
Такого не было даже во времена СССР. В свидетельстве о рождении ребенка и в советский период истории (во всяком случае тот, который я помню), и сейчас национальность ребенка не указывалась. Там были и есть только сведения о национальности родителей, которые сейчас указываются сугубо по их желанию. Получая свой первый паспорт, гражданин СССР делал выбор своей национальности, и, насколько я помню, она не обязательно должна была совпадать с национальностью родителей или одного из них. Автор законопроекта об этом, наверное, помнит, и с вольностями предлагает покончить, требуя «обоснованного сочетания при определении национальной принадлежности лица соответствующего субъективного желания с объективными критериями такого определения». Т.е., видимо, если представителю ФМС, которому закон предоставляет права реализовывать этот принцип, лицо кандидата получить определенную национальность при выписке внутреннего паспорта покажется не соответствующим сложившимся у него критериям национальной принадлежности, он вправе отказать в самоидентификации обратившемуся гражданину, отправив его в суд для защиты своего права выбрать национальность (пункт 9 статьи 2 законопроекта).
Критерии национальной принадлежности в законопроекте предлагаются следующие: родной язык, традиции и обычаи, культура, религия, родство и родственные связи, проживание в соответствующей этнокультурной среде, а также иные объективные критерии определения национальной принадлежности, предусмотренные федеральным законом.
Вся процедура простановки в паспорте сведений о национальности основана на том, что таковая будет указана в свидетельстве о рождении, и решение родителей о национальности ребенка при желании указать иную национальность надо будет оспаривать в суде.
Предполагается, что отметке о национальной принадлежности в паспорте будет присвоен индивидуальный регистрационный номер, а для каждого гражданина будет изготовлено загадочный индивидуальный штамп (клише) отметок о национальной принадлежности, который будет храниться в органе ФМС, которую параллельно хотят ликвидировать. Кстати, зачем этот индивидуальный штамп нужен, кроме разовой простановки в паспорте, из текста законопроекта не ясно. Изготовляться он будет, естественно за счет заявителя – лица, решившего увековечить свою национальность. Процедура установления национальности – многоуровневая, с заявлениями, рассмотрением, оплатой и прочее, и предусматривает принятие постановления правительства, может быть – и не одного.  
Инициатор закона почему-то считает, что «известно, что в рамках существующего гражданского оборота национальная принадлежность ребенка по желанию его родителей (или единственного родителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации об актах гражданского состояния (Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и другими нормативными правовыми актами) уже указывается, - поэтому представленный законопроект логически встраивает данное положение в более комплексное законодательное регулирование соответствующих правоотношений». Интересное утверждение. В главе II этого закона, определяющей содержание записи о рождении ребенка и сведения, вносимые в свидетельство о рождении, упоминается только национальность родителей или одного из них, а о национальности ребенка нет ни слова.
Внимательно изучив закон, пояснительную записку и прочие приложенные к нему документы, ответ на вопрос «зачем это нужно?» я так и не нашел. В очередной раз удивившись тому, что с законодателями мы, наверное, читаем разные законы. Где они берут свои, я не знаю.
И последнее. Национальность – специальная категория персональных данных. Каждое снятие копии с паспорта, где указана национальность, потребует получения согласия субъекта в письменной форме, предусмотренной частью 4 статьи 9 закона «О персональных данных».
Ох, повеселимся.

1 комментарий:

  1. Пора внести законопроект о лишении депутата его статуса в случае незнания законодательства и Конституции РФ; предложения нелепых законопроектов; принятия закона, который не будет работать. Как говорится : "Инициатива наказуема"

    ОтветитьУдалить